Восстановление и ремонт деталей
Технологические процессы и способы восстановления или ремонта деталей для придания им первоначальных форм и размеров условно можно свести к трем стадиям:
- подготовительные операции, которые включают подготовку к процессу восстановления методом наплавки, электролитическое наращивания, металлизация и другими способами, подготовку деталей к устранению необходимых повреждений;
- восстановительные операции, которые заключаются в непосредственном процессе наплавки, металлизации, хромирования и пластических деформациях или иных способах восстановления первоначальных размеров изношенных поверхностей, и заварке трещин;
- окончательные операции, к которым можно отнести последующую механическую и термическую обработку деталей в результате восстановления.
Ремонт деталей в идеальном варианте достаточно ограничивать лишь третьей стадией — механической и термической обработкой. Технологические процессы, необходимые для восстановления деталей обычно разрабатываются для конкретного предприятия и напрямую зависят от его оснащенности, количества деталей и др., вследствие этого формируются применяемые методы ремонта одноименных деталей.Ремонт деталей можно осуществлять несколькими способами:
- под ремонтный размер;
- методом сварки и наплавки;
- методом металлизации;
- электролитическим наращиванием;
- электроискровым способом, с помощью токов высокой частоты.
Ремонт деталей под ремонтный размер заключается в том, что в конструкции одну деталь, являющуюся часто сложной и дорогостоящей, подвергают механической обработке, добиваясь заданного ремонтного размера, а более простую заменяют новой или отремонтированной старой деталью с таким же ремонтным размером. Таким образом в полной мере восстанавливают работоспособность конструкции, обрабатывая ее детали под ремонтный размер с теми же допусками, что и новые детали. Сварка и наплавка при восстановлении детали применяются с целью устранения износа поверхности, при поломке деталей и устранении трещин.
Частое применение электросварки при ремонте деталей можно объяснить существенными преимуществами данного способа, к которым относятся высокая эксплуатационная надежность восстановленных деталей, простота процесса и оборудования, возможность использования наплавки для износостойких материалов, невысокая стоимость ремонта. Сварка осуществляется как постоянным, так и переменным током.
Трещины металлоконструкций и корпусов деталей перед процессом заварки разделывают. С этой целью по их концам сверлят отверстия, позволяющие проверять границы трещины, облегчающие ее разделку и препятствующие распространению трещины. Диаметр отверстия при этом должен быть немного больше ширины трещины.
Разделка трещины происходит вырубкой или механической обработкой наждачным кругом.
Размеры и форма канавки, которая образуется при этом, должны обеспечивать возможность заваривать трещину электродом.
Отверстия, имеющие диаметр менее 50 мм заваривают без предварительной подготовки. Такие отверстия заполняют металлом при помощи кругового перемещения наклонного расплавленного электрода. В отверстие, имеющее большие диаметры предварительно вставляется пробка из того же типа материала, что и ремонтируемая деталь. Пробку сначала прихватывают электросваркой для последующей приварки.
Наплавку изношенных поверхностей детали рекомендуют в случаях, когда ей практически невозможно возвратить работоспособность способом под ремонтный размер. Наплавка износостойкими сплавами применяется и для защиты деталей от повышенного изнашивания.
Одновременно с ручной наплавкой, более всего распространенной в ремонтной практике, все чаще стараются применять методы автоматической наплавки под флюсом, автоматической виброконтактной наплавки. Наплавка ручным способом подразумевает использование сварочных аппаратов. При выборе электродов для наплавки следует обратить внимание на вид термической обработки, которому была подвергнута деталь в процессе ее изготовления. При восстановлении поверхности методом наплавки твердость наплавленного слоя детали должна соответствовать твердости поверхностного ее слоя, указанной в документации. Металлизация применяется для восстановления валов, осей и сильно изношенных мест под неподвижные посадки подшипников качения ( зубчатых колес, шкивов и др.). Принцип металлизации состоит в том, что на предварительно подготовленную поверхность наносится слой мельчайших частиц, имеющих диаметр от 0,01 до 0,015 мм расплавленного металла. Такие частицы распыляются с помощью потока сжатого воздуха под давлением 5 — 6 кгс/см2 и скоростью 150—-200 м/с. При ударе о поверхность металлизируемой детали, они попадают во все неровности и впадины, затем закрепляются в них.
Основные преимущества металлизации — относительная простота процесса и применяемого для этого оборудования с возможностью наращивания слоя с толщиной от 0,01 и выше. Это осуществлять ремонт деталей, имеющих любую величину износа. Структура основного металла ремонтируемых деталей по завершению металлизации не изменяется.
Основной недостаток металлизации — достаточно низкая прочность сцепления с обрабатываемым металлом. Это может привести к отслаиванию нанесенного слоя при динамических нагрузках. Металлизация подразумевает, что распыление приводит к чисто механическому сцеплению нанесенного слоя с основным металлом.
Следовательно, созданию прочности этого сцепления нужно уделить особое внимание. Электролитическое наращивание — покрытие изношенной поверхности детали одним из таких металлов, как хром (хромирование), железо (железнение, осталивание), медь (меднение) и никель (никелирование).
Деталь для электролитического наращивания погружают в ванну, которая наполняется электролитом — раствором, проводящим электрический ток. Через электролит при помощи двух электродов, которые присоединены к источнику тока, пропускают постоянный ток. Итог процесса — молекулы электролита расщепляются на ионы, несущие положительный заряд электричества, которые направляются к катоду. В это же время ионы, несущие отрицательный заряд, — анионы стремятся к аноду. Анод, в большинстве случаев, — пластинка из металла, которым и необходимо покрывать деталь, в роли катода — наращиваемая деталь, а электролитом выступает раствор соли осаждаемого металла.
Электроискровой способ — способ восстановления размеров поверхностей деталей с износом, не превышающим 0,05 — 0,06 мм при тугих и напряженных посадках для повышения износостойкости рабочих поверхностей детали. Токи высокой частоты применяются и для поверхностной закалки деталей различных размеров, и скоростной пайки инструментов, и наплавки износостойких покрытий, и восстановлении деталей металлизацией и других способов. Идея высокочастотного нагрева заключается в перемещении подлежащей нагреву детали в переменном магнитном поле, которое создается индуктором-катушкой при пропускании через него переменного тока высокой частоты. Сообразно закону электромагнитной индукции для части детали, которая находится в магнитном поле, индуцируется ток.Он имеет частоту, аналогичную частоте, пропускаемый через индуктор. Глубина проникновения этого тока зависит от его частоты (чем больше частота, тем меньше глубина проникновения тока). Тепловое действие тока приводит к нагреву поверхностного слоя детали в течение 2-5 сек. и в нем возбуждаются токи.
Эти особенности индукционного нагрева и используются при применении приемов восстановления или упрочнения деталей машин.
Главные преимущества высокочастотного нагрева – это ускорение процесса нагрева (резко повышает производительность труда одновременно со снижением себестоимости ремонтируемой или изготовляемой детали), возможность регулировать глубину нагрева (позволяет нагревать только рабочие поверхности детали), сокращение расхода энергии (отсутствие предварительного нагрева обычных печей) и высокая культура производства.